solodilove (solodilove) wrote,
solodilove
solodilove

Category:

Эльдар Рязанов как тонкий теоретик архитектуры

В культовой "Иронии судьбы" Лукашин прогуливается вдоль остекленного перехода любопытного жилого дома, который в литературе тех лет ставился в один ряд с тольяттинским комплексом общежитий. Таких домов было построено не так много и все они продолжение авангардных поисков 20-30х годов, варианты подобных проектов представлены в таблице внизу поста. Поймал себя на мысли, что в фильме много советского модернизма с интерьерами аэропорта и вокзала, входных групп домов, расстекловкой витражей. На первый взгляд автор как-бы иронизирует над типовой застройкой и выступает против повторяющейся матрицы, но финал фильма говорит об обратном. Герои никогда не стали бы счастливы, без этого архитектурного однообразия. При этом в кадр попадают довольно современные общественные пространства с ярмарками и жилые дома с явно не стандартизированной типологией. Шумная Москва, где каждого человека можно заменить другим и одинокий Ленинград, с гранитными набережными и монументами. Мне видится, что в этом фильме над модернизмом иронизируют, но не критикуют.    


Знаменитый Дом нового быта, который изначально предполагался как нормальный жилой дом, и только потом уже был перепрофилирован под общежитие студентов МГУ. Традиция 1920-х годов — попытка сделать из дома больше, чем просто жилище с маленькими ячейками: общественное пространство, где люди общаются, занимаются спортом, вместе едят, думают. При этом сам дом не похож ни на что в Москве.
Если бы не типовая застройка, то знаменитые персонажи никогда не стали бы счастливы.

Тольяттинский комплекс общежитий и экспериментальный дом "Лебедь" в одной таблице



ФОТОГРАФИИ: Екатерина Фефилова.
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment